Российское информационное агентство
поиск по статьям и новостям

Приемные страдания: «поступить в вуз» или выбрать профессию?

13.10.2017, 0:04      Новости Красноярска

Мой папа решил стать пианистом в пять лет. Так гласит семейная легенда. Меня накрыло профессиональным откровением в 14 лет — записалась в школу юнкоров при молодежной газете. Сын выбирал профессию в 11 классе и руководствовался весьма прагматичными аргументами «за» и «против».

ДЕЛА.ru продолжает публикацию материалов по теме образования. Ведущая раздела – известная красноярская журналистка Юлия Чанчикова.

С профессией сегодня определяются к выпускному классу единицы. Большинство «поступает в вуз». Принцип выбора незамысловат: куда хватит баллов. Если стоит дилемма – зачислиться куда придется или остаться «между небом и землей», чтобы на следующий год вновь попытать счастья на факультете обетованном, – чаша весов склоняется к первому варианту. Собственно сама система поступления заточена таким образом, чтобы не только места на престижные профессии, но и все вузовские человекоместа были плотно заполнены.

Если у родителей есть финансовые возможности платить за обучение, любимое дитя имеет шансы запрыгнуть в поезд «Мечта» на родительские ассигнования.

Один семестр по ведущим направлениям в красноярских вузах стоит в этом году около 100 тыс. рублей.

Например, профильные специальности, связанные с космической деятельностью, в опорном университете (СибГАУ) – 99 810 рублей за семестр. В педуниверситете самая дорогая специальность «физическая культура» (99 808 рублей за семестр). В этих же пределах стоит обучение на самых популярных специальностях в СФУ — «дизайн», «культурология», «физическая культура». В аграрном лидирует «судебная экспертиза» ( 98 500 рублей в год). В КрасГМУ традиционно высока плата за обучение на стоматолога и по направлению «медицинская кибернетика».

При таких ценах дети среднестатистических родителей априори выберут между желанной профессией и бюджетным местом последнее.

Впрочем, не все так трагично. Как я уже отмечала, некое осознанное профессиональное стремление – удел единичных экземпляров. Остальных подталкивает к мечтам о профессии весьма сомнительная мотивация:

«Архитекторы крутые, творческие, много получают».

«У моего папы юридическая контора — есть где работать».

«Пойду на эконом. Хочу свой бизнес. А куда еще идти?»

«Наверное, на госслужбу, чтобы в чиновники попасть».

«Спортивный менеджер – это для меня. Всегда мечтал быть директором футбольной команды. Я футбол люблю».

Эти наивные высказывания принадлежат старшеклассникам, которые все же определились. Еще более инфантильно звучат слова тех, кто слабо представляет свое профессиональное будущее:

«А где платят хорошо? Я туда пойду».

«Работать буду на себя, чтобы бизнес был… Диплом, наверное, нужен».

«Главное, чтобы учиться было несложно, а то и вылететь недолго».

К слову, последнее высказывание не лишено прозорливости. Вылететь с первого курса можно в два счета. По статистике, до 15% студентов отчисляются именно на 1 курсе. Следующая волна отчислений — 3 курс. Но там уже другие обстоятельства — реальная работа, которая забирает все время, понимание, что эта специальность — типичное не то. О том, как пережить 1 курс, мы поговорим в следующий раз. Вернемся к выбору профессии.

Если к началу 11 класса этого не случилось само собой, то уважаемые родители, как правило, берут инициативу в свои руки и действуют по принципу «я лучше знаю», причем руководствуются абсолютно неверными посылами:

– вроде бы востребованная профессия на рынке (но рынок теперь меняется каждый год, и через пять лет вообще все будет по-другому);

– я сам работаю в этой отрасли, если что, помогу, подскажу, трудоустрою (вашим умом чадушко жить все равно не сможет, не питайте иллюзий);

– гуманитарий — будем искать что-то гуманитарное, физика-математика в порядке — поглядим в эту сторону (ну, здесь хотя бы в первом приближении есть рациональное зерно).

Между тем помощь родителей в профессиональном определении очень важна. Только помогать надо с умом. А именно:

1 шаг . Внимательно проанализируйте, какие предметы выпускнику не просто легко даются, но вызывают живой интерес. 2 шаг . Помониторьте профессии, где достижения ученика необходимы не только при поступлении, но и в дальнейшем. 3 шаг . Познакомьте старшеклассника с намеченными профессиями. Найдите в кругу знакомых человека, связанного с этим поприщем, попросите рассказать о своем деле, организуйте экскурсию, найдите фильмы, книги, статьи об этих профессиях. 4 шаг . Проследите, чтобы ваш отпрыск посетил дни открытых дверей на выбранных факультетах. 5 шаг . Честно расскажите не только о плюсах, но и о минусах профессий: не нужно гнать радужную волну.

Если совершить все пять шагов, уже есть шанс, что ваш выпускник сможет сделать свой выбор.

И это будет достаточно самостоятельный выбор, если вы не будете давить, а лишь обеспечите «информационное сопровождение». Если же детка фыркнет и скажет «все-таки вижу себя кем-то другим», порадуйтесь и поддержите. Выпускник определился, хоть и двинулся не по той траектории, которую вы начертили.

Источник: www.dela.ru
 Читайте также:
Мнение редакции интернет сайта yodda.ru никогда не совпадает с мнением, высказаным в новостях.

Пользовательское соглашение   |   Контактная информация   |   Города   |   Отели
Copyright © 2014-2016 yodda.ru - региональное информационное агенство
Яндекс цитирования